Зеркало


Зеркало Я - гротескная фигура, которая всю жизнь тащит зеркало по большой дороге", - ироничноживописует Михаил. Когда Молибог ерничает, это означает, что он говорит правду.
       Было время, когда считалось, что хорошие фильмы людям лучше не смотреть. Ленты Куросавы, Тарковского, Сокурова моментально по третьему разряду отправлялись в деревни. Молибог с друзьями обходными маневрами получили разрешение на однократный показ этих фильмов в малом зале кинотеатра "Луч". Называлось это деятельностью киноклуба "Зеркало", благодаря которой многие прикоснулись к великой культуре. Когда же наверху, наконец, спохватились, что, пожалуй, не познание общечеловеческих проблем волнует это "Зеркало", а инакомыслие зреет, в СССР уже проникло видео, и снобистский киноклуб показывал видеофильмы мирового класса в пустующем зале музея комсомольской славы Дома молодежи.
На фоне Пушкина снимается семейство    
Как следствие технического прогресса пришла мысль: а почему самим не снимать то, что исчезнет навсегда? Так в руки Молибога попала видеокамера, еще та, допотопная, которую надо было подключать к видеомагнитофону. И с этим громоздским багажом Михаил с парой друзей летали по московским театрам, и, покупая режиссеров личным обаянием, снимали. Они привезли в Красноярск совершенно уникальные по тем временам спектакли Марка Розовского, первый разрешенный властью театральный вечер Таганки "Владимир Высоцкий". Их в то время еще не видела толком Москва.
    Почти через десять лет вспыхнуло восстание заключенных в одной из зон Красноярска. В город прилетели представители комитета по правам человека Верховного Совета. Им потребовался киношник, который должен был снимать весь щепетильный процесс переговоров. Причем, требования были жесткие: во-первых, это должен быть глубоко порядочный человек, которого можно включить в это тонкое дело, во-вторых, грамотный оператор. И, наконец, он должен уметь рисковать, работая в экстремальной обстановке. По этим критериям и нашли Молибога.
 Спички   Он пошел и снял. Сильных, неординарных, неглупых людей, протестовавших против лагерных административных нравов, обреченных на жестокое возмездие. И несчастных сломленных существ, потерявших человеческий облик, которые попали между двумя жерновами - поднявшими восстание и тюремными, правоохранительными органами, выдержанных представителей комиссии, напряженно-спокойных работников прокуратуры. За кадром осталось ошеломляющее чувство собственной ничтожности перед происходящим, перед людьми, которые втянуты в орбиту всесметающих страшных событий, перед их потребностью отстоять право на чувство собственного достоинства.
    Хроникальные съемки восстания заключенных были показаны Центральным телевидением.