Легенды и сказки о Молибоге


5 марта 2002 года Михаил Молибог ушел из жизни. Для всех, кто его знал - утрата невосполнимая. Не будет новых оригинальных картин, его знаменитых почеркушек-клистов, не услышим его точные, умные, иронические реплики. Прощай, Миша... Мы тебя любим и помним...

Ребенком его украли венгерские цыгане, и он постигал мир,
кочуя с табором  по странам Европы.
Во Франции он был "мальчиком на побегушках",
и сам Пикассо давал ему подзатыльник,
отправляя в лавку за бутылкой вина и дешевой сигарой

(из легенд, кружащихся над Молибогом)

Легенды то влачатся за Михаилом Молибогом, как горностаевый шлейф, то, предвосхищая, шествуют впереди: он родился в реке, он учился живописи в Испании, читал зашифрованные письмена Мертвого моря. Ярый язычник, он поклоняется живому огню и разводит костры прямо в мастерской. К тому же, в нашем городе он вообще неведомо откуда.Утверждается даже, что "Молибог" - это и не фамилия вовсе. Это тайный знак, полученный мистическим образом. В общем, этакий полуабсурдный образ великого и ужасного Молибога, позволяющего себе эпатирующие забавы; обитать которому положено на Парнасе, а вовсе не в Красноярском Академгородке.   Чай с сахаром и удовольствием...
Легенд о себе Молибог почти не знает, похоже, он не предполагает, что человек должен интересоваться своим местоположением в   социуме. У него нет своего места на иерархической лестнице красноярских живописцев. И быть не может. Он как-то не способен мыслить масштабами местного значения и ничего не понимает в массовой культуре, которая лукаво объединила великолепно нащупанные потребности и далеко не совершенные способы их удовлетворения.  

Из гнездаДавно и безнадежно Михаил Молибог слывет богемным художником, но живет вне местной богемы. И потому слухи приписывают ему двойной образ жизни. 
Лес не делится на деревья, он из них складывается. Смею предположить, если этот человек и испытывал когда-либо головокружение, то это головокружение от потребностей. Он непоследовательно учится всему: психологии и дизайну, арабскому языку и гипнозу, забирается в дебри философии, то задастся глобальной проблемой: что же все- таки движет солнце и светила? Побиение камнямиТо изучает вопросы микро- и макроэкономики, знакомится с игротехникой,"жюрит"; на краевом фестивале авторской песни, пишет сценарии, учится играть на флейте.
 
Молибог охотно поддается провокациям и едет в пермскую экспедицию, которую местные уфологи снарядили к месту паломничества инопланетных братьев по разуму, режиссирует документальные фильмы, консультирует солидные фирмы в области маркетинговых коммуникаций. Пишет концепции "паблик релейшенз"; и выводит на российский и зарубежный рынок карты Таро. Молибога нельзя рассматривать упорядоченно, он вылепливает что-нибудь из каждой минуты и не стремится скрасить обыденность, у него ее никогда не было. Всегда и везде он был просто художником.  Очень серьезная музыка

И еще Михаил Молибог виртуозно умеет смеяться над собой, а смех - это лучшее средство избавления от престижа, от чувства собственной значимости, ложного опыта. И мир снова новенький, простодушный и великий, его снова нужно познавать.