Первопричина дана свыше. От случайной
встречи, запаха влажной земли, промелькнувшей
мысли, еще не успевшей даже облечься в слова,
возникает электричество, любовь, тайный ток,
который начинает управлять сознанием, действием,
пространством. И тогда среди будничного дня
происходят события.
Концерт давался "в нагрузку" к профсоюзному
собранию. Тогда, двадцать лет назад, это было
вполне рядовым явлением. Приодетые по случаю
собрания дородные дамы и прочие профсоюзные
активисты дисциплинированно томились в
полупустом душном зале ведомственного ДК. Было
предварительно объявлено, что перед ними
выступит камерная певица, и зал, отбывая
профсоюзную повинность, пытался
соответствовать. Почти не переговаривался и
вежливо хлопал.
А на галерке неистовствовала
компания случайно забредших молодых художников,
искренне потрясенных голосом, поэзией и
мужеством, с которым столь же молодая певица
боролась с инертным безразличным залом. Она не
прервалась на антракт, просто понимала, что в зал
уже никто не вернется. Отступая от программы,
пела народные песни, вела, согревала зал - и
победила. Ушла со сцены под шквал аплодисментов.
Ошеломленный Молибог, прежде признававший разве
что Эдит Пиаф, прямо как в бульварном романе,
бросился за кулисы, что-то сказать, выразить,
лучше - сделать. Он был уверен: все одержимы тем же
порывом. За сценой обыденно курили музыканты,
лучей славы и поражающего гостеприимства не
предвиделось. Чудо свершилось, но никто его не
заметил.
Михаил
обескураженно ринулся восстанавливать
справедливость. Человек абсолютно не
общественный, он проявил недюжинные
организаторские способности: достал автобус,
показал город, сводил на Столбы. Присутствовал на
всех концертах, подружился со всеми музыкантами,
и всей лихой компанией они закатили прощальную
ночь в гостинице. Но так ничего и не сумел сказать
певице. Единственная фраза, на которую осмелился
Молибог: "Я не тот, кто стремится оторвать
клочок от платья звезды". Она молча кивнула,
печально улыбнувшись слову "звезда". Звали
ее Елена Камбурова. Это был ее первый концерт в
нашем городе.
Потом была переписка, встречи в
Москве и опять в Красноярске. Были осторожные
разговоры, перетекавшие в яростную схватку,
которая, впрочем, заканчивалась мирным пением
босяцких песен за чисткой картошки. (Веселенький
дуэтик: народная артистка России и
нахально-эпохальный художник.) Был сплав по
Чулыму и кормление ядреных сибирских комаров
Еленой Антоновной. Все это принято называть
дружбой, но это, скорее, одна группа крови, тот
самый питающий тайный ток.
Недавно, в свой последний приезд,
давая интервью, Елена Антоновна вспоминала, что
первый концерт в Красноярске прошел в
переполненном, гостеприимном зале. Более
двадцати лет прошло, стерлись детали, остались
только несколько молодых художников,
наполнившие зал до отказа.
А с холста в мастерской Михаила
Молибога с некоторых пор смотрит невыразимое ,
мучительно-прощающее лицо "Девы Марии". Оно
реально, как звук голоса той, что послужила
прообразом. Знобящего, глубокого, как бездна без
возврата, голоса Елены Камбуровой.
|